четверг, 18 января 2018 г.

Разработка классного часа по теме "Толерантность"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края







Классный час


Тема: «Толерантность»


Класс 5












Автор работы:  Чупрына Светлана Сергеевна,
учитель истории и обществознания
МКОУ «Озерская СОШ»
второй квалификационной категории


с.Озерки, 2015г
Обоснование.
        В основе моего классного часа используются информационно-коммуникативные образовательные технологии, деятельностный подход.
Он реализуется тогда, когда в учебной цели есть мотив – осознание того вопроса, на который требуется найти ответ. В проекте своего классного часа  я использовала создание проблемной ситуации, с помощью которой дети сами называют тему и цели занятия.
         Одно из основных условий деятельностного подхода – развитие умения планировать свою работу, формирование умения проверять свою работу по критериям, предложенным самими учениками.  Использование технологии деятельностного подхода позволяет мне проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, проектировать  учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат.  Учащиеся при этом учатся  высказать свои суждения, доказывать их правоту, отстаивать свою точку зрения, не отвергая при этом чужое мнение, - у них формируются чувства  сопереживания, умение  жить и трудиться в коллективе, умение  уважать себя и других, слушать и слышать друг друга.
          Тема толерантности, другими словами, терпимости, актуальна на сегодняшний день. Россия – многонациональная страна, дружественно относящаяся к обычаям, обрядам, культуре и традициям населяющих её народов. В нашей стране свобода вероисповедания, поэтому дети должны осознавать себя  частью России, идентифицировать себя как человека определенной национальности и вероисповедания, при этом не унижать достоинства людей другой национальности и вероисповедания.
          Межпредметные связи: урок имеет интеграцию с предметами «Основы православной культуры», «Литература»,  «История», «Обществознание».
Характеристика класса. В классе 23 ученика, из них 15 мальчиков и 8 девочек. Один ученик с диагнозом «Олигофрения», 2 (9%) имеют повышенный уровень развития общеучебных умений, 10 учащихся (43 %) имеют уровень развития общеучебных умений выше среднего,4 учащихся  (17%) учащихся имеют средний уровень развития общеучебных умений, 6 (26%) человек – низкий. У 35% учащихся имеются нарушения речи, чтения и письма. Классным руководителем 5 «В» класса являюсь с 2011 года. Уровень школьной мотивации класса 56,5%. Уровень воспитанности в классе: 10 человек имеют высокий уровень воспитанности 45% , 8 человек имеют хороший уровень воспитанности  36%, 4 человека  имеют средний уровень воспитанности 18 %.
Средства, обеспечивающие учебный процесс: Учебник по ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», презентация, листы с заданием для 6 групп, платок.
Сигнальные карточки на каждого ученика – 23 шт.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Словари: Толковый словарь Ожегова С.И., 2012г
Выход в интернет: https://ru.wikipedia. Толерантность – Википедия.


Цели:

-образовательная:  формирование  понятий «толерантность», «конфесссия»;
-развивающая: создать условия для развития чувства уважения к людям разной национальности, разных мировоззрений и мнений окружающих людей; создать условия для развития ценностных качеств личности школьника, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми;
-воспитательная: обучение навыкам межличностного общения детей в условиях общества;  воспитывать терпимое отношение к окружающим(уважения, доброты, сострадания, великодушия, милосердия, умения прощать, терпимости);формирование  уважительного отношения к культурным традициям народов России.

Задачи:

1. Формировать понятие «толерантность»;
2. Познакомить с понятием «свобода вероисповедания»;
3. Моделировать ситуации, которые способствуют развитию умения отвечать вежливо;
4. Инсценировать ситуации, при которых необходимо отстоять свое мнение, не унизив собеседника;
5. Делать выводы по теме.
Планируемые результаты:
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
1. анализировать собственные действия, поведение, чувства, способности;
 2. высказывать суждения о полученной информации;
3.  объективно оценивать отношение к себе со стороны сверстников,
4.Быть способным к сопереживанию (проявлять понимание чужих проблем, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе.
5.анализировать нравственную сторону поступков своих и их сверстников.
1. воспринимать речь устную и письменную
2. строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; приводить доказательства; высказывать свою точку зрения).
3. проявлять готовность к речевому творчеству (сочинять, импровизировать, анализировать творческие работы; проявлять оригинальность)
1. владеть умениями моделирующей деятельности
2. использовать информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
1.планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели; выбирать партнеров деятельности).
2. определять целесообразность действий, операций, средств;
3.оценивать качество процесса деятельности и отношения участников к ней.


























1. Организационный момент.
Цель: создание эмоционально-положительной атмосферы в классе, контактировать глазами друг с другом, вежливо приветствовать.
Валеологическая цель: формирование правильной осанки за учебным столом.
Задачи этапа: настроиться на работу, пожелать друг другу добра.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Ребята стоят около парт, поворачиваются к соседу по парте и по ряду и улыбаются.
Сели на места, проверили посадку.
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Мы друг к другу повернулись,
Глядя в глазки, улыбнулись!
А когда за парту сели,
То посадку мы проверили!

Учитель старается найти глазами каждого ученика и улыбнуться ему.
                                                                    2. Актуализация знаний.
Цели: планирование урока, проверка знаний,  формирование коммуникативной компетенции, умения высказывать своё мнение, обосновывая его.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная.
Формы работы: в парах, группах сменного состава, фронтальная.
Критерии достижения целей: связный, полный, распространённый ответ учащихся.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Высказывают предположения, аргументируют свой ответ.










Определяют по своему опыту и знаниям, какие народы живут на территории России. Поднимают карточку определённого цвета, контролируют процесс, корректируют ответ, доказывают правоту.


Принимают информацию, осмысливают, читают слова, рассуждают, отвечают.
Мы живём в России. Значит мы – русские. Все ли в России могут так сказать? В нашей стране в течение нескольких сотен лет проживают и мирно сосуществуют различные народы. У каждого народа, населяющего Россию, существуют свои традиции, культурно – исторические ценности, народный фольклор. Так нужно ли, чтобы представители этих народов отказались от своих обычаев и традиций?


- Я предлагаю вам начать с игры: «Да или нет?». Я буду перечислять названия народов мира, а вы определять, живут ли в России представители этого народа. Если ваш ответ «да» - сигнальная карточка зелёного цвета, «нет» - красного.
-Как вы видите, в нашей стране живут представители народов других стран, им здесь нравится, они живут и работают на благо России.
- посмотрите на доску, там записаны слова, какой смысл они несут?

        -Сегодня мы поговорим о  толерантности, это слово пока ничего вам не говорит, но к концу занятия, вы станете понимать его значение.



Не все учащиеся могут высказать связно свое мнение, поэтому нужно формировать умение последовательно излагать свои мысли.  При ответе выслушивать сначала сильных учеников, потом слабых, чтобы у них был образец правильного построения ответа.
(слайды презентации 2,3,4).

Слова на доске:
 «Не делай другому того, от чего больно тебе».
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».


                                                            3. Работа с источниками информации.
Цель: постановка цели занятия, планирование результата усвоения новых знаний, задач, способствующих пониманию темы классного часа, определение формы работы класса.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.
Формы работы:  фронтальная, в группах сменного состава.
Критерии достижения целей: связный, полный, распространённый ответ учащихся.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Ставят перед собой цели урока, определяют, чему могут научиться, планируют работу при тесном взаимодействии – в паре, в группе. Объединяются в группы, распределяют обязанности и отвечают на вопросы. Определяют время выполнения 5 минут.
1 группа работает со словарями Ожегова,
2 группа – со средствами Интернет,
3 группа – учебник ОРКСЭ, стр. 25 тема «Терпение и терпимость».
Слушаем представителей групп.
Высказываются, опираясь на свой жизненный опыт.


Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1].
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям[3].
Буддизм, христианство, ислам. 
Словарь: Конфе́ссия (лат. confessio — исповедание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные символы веры, образуют разные конфессии.  В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённого направления в рамках отдельной религии.
- Что можем узнать сегодня?
 - Чему будем учиться?
 - Какие формы взаимодействия на занятии сегодня будут наиболее приемлемыми?
 - Я предлагаю вам узнать смысл нового для вас слова, используя разные источники информации. Распределитесь в группы сменного состава, определите обязанности друг друга.

- Спасибо вам за ответы, сейчас я предлагаю вам подвигаться, выполнив физминутку.

- Предлагаю вам высказаться и доказать, что тема эта актуальна.


Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»[2].
Выслушивает ответы детей, поправляет неточности, мотивирует рассуждать и доказывать своё мнение.











- Какие основные религии вы знаете?                  
 - Найдите в источниках информации определение понятию «конфессия»
- Люди, которые придерживаются того или иного вероисповедания, носят определенную  одежду, соблюдают законы своей религии, посещают храмы.

 - Обозначает ли это, что мы не можем жить вместе с людьми другой национальности или вероисповедания рядом? Конечно, можем!

Слайд презентации 5



Каждая группа получает рабочий лист с вопросами и доступ к источникам информации.



Мотивировать на ответ более слабых учеников, учить строить связный ответ.

Слайд презентации 6

Учитель выписывает новые слова и их определение  на доску.




















После ответа детей открывается слайд презентации 7





4. Закрепление полученных знаний.
Цель: способствовать усвоению нового материала с помощью самостоятельных выводов на основе активного творчества, инсценирования, моделирования ситуаций.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Компетенции: социальная, коммуникативная.
Формы работы:  фронтальная, в группах сменного состава.
Критерии достижения целей: создание полноценной, реалистичной модели, сцены.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Отвечают, что нужно добиться расположения человека, применить вежливые обращения, слова и жесты.

При словах учителя моделируют действия: улыбаются, произносят приветственные слова, показывают жесты.












Делятся на группы, зачитывают ситуацию, распределяют роли, инсценируют.
Эпизод 1. К вам в класс приходит новая ученица. Она носит на голове платок. Мальчик из вашего класса сидит один, но он не хочет садиться с ней. Докажите мальчику, что он не прав и проявите дружеские чувства по – отношению к новенькой девочке.
Эпизод 2. Две девочки – православная и мусульманка – подруги. Православная говорит подруге – «Сними платок, мне стыдно ходить с тобой по улице.» Что ответит подруга.
Эпизод 3. В компании появился новый подросток – кореец. Он плохо говорит по –русски. Ребята смеются, когда он коверкает слова. Как ты объяснишь товарищам, что смеяться над ним нельзя.
Эпизод 4.  В твоём классе два лагеря – мальчики и девочки. Ты одинаково дружишь со всеми, а тебя заставляют принять чью-то сторону. Как ты объяснишь свою позицию, не обидев при этом ни один из лагерей?
                
Слушают сообщение учителя, сравнивают полученную информацию с темой классного часа, собственным опытом. Делают выводы, что многонациональность жителей нашей дружной страны приносит пользу России, люди разных народов прославляют нашу страну.

 - Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вам надо общаться с представителем другого народа или другой конфессии. Как себя вести?

- Во-первых, улыбка расположения.
 -Во – вторых, поздороваться. Как это сделать, если человек другой национальности? Кивнуть, поклониться, сложить руки – жест приветствия, приложить к сердцу, рукопожатие.
 - Сейчас, пожалуйста, разбейтесь на пары и попробуйте смоделировать ситуацию. Один из вас по национальности русский, а другой представитель иноязычного народа.


 - Я предлагаю вам разделиться на 4 группы. Каждая будет готовить инсценировку заданной ситуации.
Проявите, пожалуйста, качества терпимости, взаимоуважения и толерантности, неосуждение другого за его национальность или выбор другой религиозной культуры.
Учитель контролирует процесс, оказывает ненавязчивую помощь, задает наводящие вопросы, при этом не дает чётких инструкций, чтобы побуждать детей проявлять самостоятельность при выборе фраз, действий, ответов, инсценирования.

- Подведём итог работе групп: каждый из вас отлично справился с поставленной задачей, сценки научили вас быть более терпимыми, отзывчивыми, аргументировать ответ и придерживаться своего мнения.
 - Люди разных национальностей не только дружат, но и вступают в брак, создают семьи. В Москве есть университет дружбы народов – РУДН. Особенностью РУДН является его многонациональность: среди студентов, аспирантов и стажёров — представители 450 национальностей и народностей из более чем 146 стран мира. В учебных группах и комнатах общежитий соблюдается интернациональный принцип, вместе живут и учатся представители разных стран и народов. В общей сложности, в Университете обучается около 28 тысяч студентов. Многие спортсмены, являясь представителями другого народа или вероисповедания, выступают на соревнованиях различного уровня за Россию.

Проектор выключен, работа с доской, с учителем.
Некоторые ученики могут воспринять это задание как игру, развеселиться, нужно корректно напоминать им задание, контролировать  поведение.

На доске значки: улыбка, рукопожатие; записаны слова «привет», «здравствуйте», «рад Вас видеть»,  «добро пожаловать»…

 Группы по необходимости получают дополнительный инвентарь: стул, платок, парту, книги и т.п.
















Включается проектор, слайд презентации 9, 10.







Проектор выключен.

5. Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия, определение границ своего знания \незнания, причин, по которым усвоение материала не произошло, пути достижения целей урока.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Компетенции: информационная, коммуникативная.
Формы работы:  фронтальная, индивидуально - личностная.
Критерии достижения целей: выбор правильного пути в общении с людьми.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Отвечают, пишут на листочках сформулированные вопросы, согласно критериям. Затрудняются, советуются с учителем.




Зачитывают по желанию вопросы, начиная с простых. Выбирают отвечающего, оценивают правильность ответа.

Записывают по одному качеству на каждый лепесток ромашки, зачитывают по желанию.





Отвечают на вопросы, оценивая собственные ощущения, прислушиваясь к своим чувствам и эмоциям, показывают знаками «+» и « - »



















Учащиеся рефлексируют и составляют высказывания.
 - Какую тему мы сегодня обсуждали?
 - Какие вопросы вы могли бы задать одноклассникам по теме занятия? Сформулируйте три уровня вопросов: простой(3), хороший (2) и сложный (1) и запишите каждый на листочке.

Сложный____________________________
Хороший____________________________
Простой_____________________________
 - Этими вопросами мы и воспользуемся для проверки усвоения темы.



 - Какого человека можно назвать толерантным?
Давайте составим «портрет» человека, которого можно назвать толерантным. У вас на партах листочки с ромашкой. Впишите в лепестках ромашки качества, присущие толерантному человеку.
Сейчас я буду читать вопросы, а вы, если согласны, покажите плюс из пальцев руки, если нет – минус.
        Ты будешь смеяться над человеком, который странно одет?
        Нравится ли тебе смотреть фильмы или мультики с персонажами другой национальности?
        Ты согласишься сидеть за одной партой с учеником другой веры?
        Тебе нравится помогать незнакомым людям?
        Ты можешь сделать замечание своему другу, который обижает подростка другой национальности или веры?
        Ты сможешь уйти из компании друзей, если там будут смеяться над одноклассниками?
        Ты предложишь дружбу подростку, который плохо говорит по –русски?
        Ты толерантный человек?

Продолжите высказывание:
-на уроке мне удалось…
- сегодня я понял для себя, что…
- мне было легко…
-  мне было сложно…
- я могу похвалить себя за…
Некоторые ребята могут подсмотреть ответ у соседа, и получится несколько одинаковых ответов, нужно указать ребятам на то, чтобы они не повторялись, старались написать свое слово.


На столе у каждого ромашка:


 




























Слова – заготовки напечатаны и помещены на доске.
                                                                    5. Задание на дом.
Цель: способствовать повышению мотивации обучения, развивать творческие способности учащихся.
Методы: репродуктивный, объяснение.
Компетенции: учебно-познавательная.
Формы работы:  фронтальная.
Критерии достижения целей: осознанный выбор посильного задания.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Внимательно слушают задание, выбирают для себя посильное и записывают его в дневник.

Прогнозируют, какое задание будет выполнить легче (5-8 человек выберут сложное задание, так как имеют опыт составления сообщения и презентации, остальные выберут второе задание. 2-3 человека не станут выполнять задание, потому что не найдут информацию, не смогут размышлять в формате сочинения, так как имеют скудный словарный запас)
Рассуждают, делают вывод, соглашаются с учителем, показывают место для размещения слов.


- сложное задание, найти информацию в дополнительных источниках о людях, прославивших Россию, но другой национальности, подготовить доклад в виде сообщения или презентации.
-задание среднего уровня – написать сочинение «Почему я могу назвать себя толерантным человеком».
Кто выберет для себя первое задание? Второе?
-в заключении, я  благодарю вас за урок и хочу, чтобы мы обратили внимание на ключевые слова нашего занятия – они на доске. В чём их смысл?
 - можем мы эти слова назвать девизом по жизни?
 - хочется ли вам следовать им?
- я предлагаю поместить девизы у нас в классном уголке, чтобы они всегда были перед глазами.
Спасибо!!!
Разноуровненвые задания предполагают разное место фиксации: сочинение можно написать в тетради, а для выполнения презентации нужен компьютер, средства Интернет.
























       Список  литературы:
1.     Кураев А.В.Основы православной культуры. Учебник для 4 – 5 классов.– М.: Просвещение, 2012.
2.     Ожегов С.И.Толковый словарь. – М.: Мир и образование, 2012г
3.     Выход в интернет: https://ru.wikipedia.
4.     Яндекс. Картинки.https://yandex.ru/images/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Аналитический отчет учителя Чупрыной С.С.

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Озерская сре...