пятница, 4 декабря 2015 г.

Конспект урока по ОРКСЭ "Православное учение о человеке" 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края





 Предмет: «Основы духовно-нравственной культуры народов России
и светской этики» Модуль «Основы православной культуры»



Тема: «Православное учение о человеке»



4 класс



Технология: ФГОС НОО




Номинация: «Современные образовательные технологии»








Автор работы: Чупрына Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Озерская СОШ»
второй квалификационной категории

с.Озерки, 2015г
Обоснование.
        В основе моего проекта урока используются современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход. Он реализуется тогда, когда в учебной цели есть мотив – осознание того вопроса, на который требуется найти ответ. В проекте своего урока я использовала создание проблемной ситуации, с помощью которой дети сами называют тему и цели урока.
       Формы работы для каждого типа урока учащиеся выбирают вместе с учителем.
       Для урока освоения новых знаний я предложила детям работу в группе, которая  способствует развитию коммуникативной компетенции.
Одно из основных условий деятельностного подхода – развитие умения планировать свою работу, формирование умения проверять свою работу по критериям, предложенным самими учениками.  Использование технологии деятельностного подхода позволяет мне проводить интересные уроки, проектировать  учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат.  Учащиеся при этом учатся  высказать свои суждения, доказывать их правоту, отстаивать свою точку зрения, не отвергая при этом чужое мнение, - у них формируются чувства  сопереживания, умение  жить и трудиться в коллективе, умение  уважать себя и других, слушать и слышать друг друга.
Характеристика класса. В классе 22 ученика, из них всего 7 девочек. Двое мальчиков с диагнозом «Олигофрения», 2 (10%) отличника, 9 учащихся (41 %) имеют уровень развития общеучебных умений выше среднего,6 (27%) учащихся имеют средний уровень развития общеучебных умений, 5 (22%) человек – низкий. У 36% учащихся имеются нарушения речи, чтения и письма. Уровень школьной мотивации класса 54%.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», приложение к учебнику на электронном носителе, аудиозапись притчи в исполнении Светланы Копыловой «Калека»; учебная доска, компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «душа», «внутренний мир человека», «образ Бога в душе человека».
Задачи:
Личностные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать чувства милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;
-воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Метапредметные :
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности детей.


Предметные:
- формировать знания о понятии «душа», «внутренний мир человека», «образ Бога в душе человека».
- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.



1. Организационный момент.
Цель: создание эмоционально-положительной атмосферы в классе, контактировать глазами друг с другом, вежливо приветствовать.
Валеологическая цель: формирование правильной осанки за учебным столом.
Задачи этапа: настроиться на работу, пожелать друг другу добра.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Ребята стоят около парт, поворачиваются к соседу по парте и по ряду и улыбаются.
Сели на места, проверили посадку.
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Мы друг к другу повернулись,
Глядя в глазки, улыбнулись!
Присаживайтесь, проверяйте посадку.

Учитель старается найти глазами каждого ученика и улыбнуться ему.
                             2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цели: планирование урока, проверка знаний, полученных на предыдущих уроках, формирование коммуникативной компетенции, умения высказывать своё мнение, обосновывая его.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная.
Формы работы: в парах, группах сменного состава, фронтальная.
Критерии достижения целей: связный, полный, распространённый ответ учащихся.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
-начнём урок с планирования.
- сначала проверим выполнение домашнего задания.
- затем определим тему и поставим цель урока: что будем изучать и чему  учиться.
- как будем применять свои знания.
- проверим и оценим свои достижения на уроке.
Учащиеся обмениваются вопросами, записанными в тетради. В парах (группах сменного состава) и отвечают на них. Определяют времени 7 минут.
Зачитывают вопросы и ответы. Если согласны, показывают пальцами +, если нет, то -.
-С чего начнём урок?














- проверим выполнение домашнего задания. Можно обменяться вопросами в парах. У кого нет вопросов, присоединяйтесь к любой паре и работайте группой.


- проверим ответы, оцениваем каждый ответ значком.
-подведем итог, оцените общий уровень овладения предыдущей темой.
- выходит один ученик и составляет план урока.
                            Пр.
                  Прим.
           Т.Ц.
    д.з
 



План записывается на доске и остается там до конца урока.




Учащиеся подготовили вопросы по темам «Христос и его крест» и «Пасха».

Не все учащиеся могут приготовить домашнее задание, поэтому слабых учеников необходимо пересадить в группу к сильным, подготовленным.

При ответе выслушивать сначала сильных учеников, потом слабых, чтобы у них был образец правильного построения ответа.

3. Изучение нового учебного материала.
Цель: постановка цели урока, планирование результата усвоения новых знаний, задач, способствующих пониманию темы урока, определение формы работы класса.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная.
Формы работы:  фронтальная, в группах сменного состава.
Критерии достижения целей: связный, полный, распространённый ответ учащихся.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Открывают учебник, читают название темы и ставят пред собой цели урока.
Рассуждают о том, что душа есть у человека с рождения, её не видно.


Рассуждают, что душу невозможно измерить в см и кг, её нельзя увидеть.


Объединяются в группы, распределяют обязанности и отвечают на вопросы. Определяют время выполнения 7 минут.
Отвечают, что тело болит при ударе, болезни и это можно вылечить лекарствами, мазью, а когда болит душа, значит, у человека что-то случилось, он огорчён, ему совестно и т.п. душа может болеть, а тело будет здорово, но если телу больно душа тоже отчасти страдает.
Читают вслух текст из учебника, замечая новые слова для записи в словарик.

Закрывают глаза на минутку и описывают свои ощущения на душе: тепло, радостно, хорошо, уютно.




Рассматривают портреты Преподобного Герасима, Ивана Грозного и Дейнека и делают вывод о том, что лицо человека и его облик передает состояние души.
-Для определения темы урока обратимся к странице 32 учебника.
- как вы понимаете слово «душа»?
-когда человек рождается, врач измеряет длину его тела, вес, проверяет медицинские показания. Измеряется ли душа человека?
- сейчас я предлагаю вам объединиться в группы и ответить на вопросы:
ü может ли болеть тело?
ü Болит ли душа?
ü Может быть такое, что тело здорово, а душа болит? И наоборот?
ü Что значит «чёрствая душа»?




Спасибо вам за ответы, сейчас я предлагаю вам подвигаться, выполнив физминутку.
-прочитаем текст учебника на странице 32-34.


-я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и представить себе какой-нибудь тёплый момент из вашей жизни, когда вам было хорошо, приятно. Расскажите о чувствах в душе.

Предлагаю вам рассмотреть иллюстрации из учебника и доказать, что на портретах людей мы можем увидеть их «внутренний мир».
Учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры».





Электронное приложение к учебнику. Слайд «Душа и тело»


Каждая группа получает рабочий лист с вопросами.














Встают из-за парт и выполняют упражнения физминутки.
Читают сильные ученики по очереди.

Записывать в словарик могут не все учащиеся, учитель выписывает новые слова и их определение  на доску.

Некоторые ученики могут воспринять это задание как игру, нужно корректно напоминать им задание, корректировать свое поведение на уроке.

4. Закрепление учебного материала.
Цель: способствовать усвоению нового материала с помощью самостоятельных выводов на основе прочтения текста, прослушивания притчи, собственных переживаний.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная.
Формы работы:  фронтальная, в группах сменного состава.
Критерии достижения целей: связный, полный, распространённый ответ учащихся.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Открывают альбомы и пытаются нарисовать то, как они представляют себе душу человека.
Прослушивают притчу, понимают её смысл.


Отвечают, что смысл в том, что у калеки не было рук и ног, но была чистая душа. Он не жаловался на жизнь, а славил Бога, пел о Нём и писал иконы, держа кисточку во рту.
-душа у калеки была большая и светлая, а тело покалечено.
-может быть такое, если человек злой и жестокий.

В альбомах отмечают на чёрных стрелочках качества, разрушающие душу, на зелёных – спасающие, исцеляющие её.
Читают то, что написали. Отмечают +, если согласны, - если не согласны и поясняют свой ответ.
-попрошу вас открыть альбом для рисования и попробовать нарисовать душу человека, как вы её себе представляете.
-пока вы будете рисовать, послушайте притчу «Калека» и ответьте на вопрос: что важнее для человека – душа или тело?
-как вы поняли смысл притчи?
-что оказалось у человека покалеченным, а что здоровым?
- может ли быть наоборот, что у здорового физически человека покалеченная душа?
- я попрошу вас, ребята, в своем рисунке показать, какие человеческие качества и чувства могут покалечить душу, а какие исцеляют её и питают.
-прочитайте сои качества.


Рисование произвольное, у детей нет образца. Они могут и не рисовать, а просто слушать песню.

Аудиозапись притчи в исполнении Светланы Копыловой.







На доске написаны качества, чувства, эмоции:

Доброта
Любовь
Гнев
Гордость
Сострадание
Злость
Благодарность
Зависть
Щедрость
Честность

5. Рефлексия.
Цель: подведение итогов урока, определение границ своего знания \незнания, причин, по которым усвоение материала не произошло, пути достижения целей урока.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная.
Формы работы:  фронтальная, индивидуально - личностная.
Критерии достижения целей: выбор правильного качества для светлой души.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Пишут на листочках одно качество или чувство человека с доброй душой и прикрепляют его на доске, формируя лучики солнца.






Учащиеся рефлексируют и составляют высказывания.
-на парте у каждого из вас листочек с клейким концом. Напишите на нём те качества, чувства и мысли человека, которые способны сохранить душу человека чистой, светлой и прикрепите свой листочек в виде лучиков солнца.
Продолжите высказывание:
-на уроке мне удалось…
- сегодня я понял для себя, что…
- мне было легко…
-  мне было сложно…
- я могу похвалить себя за…
некоторые ребята могут подсмотреть ответ у соседа, и получится несколько одинаковых ответов, нужно указать ребятам на то, чтобы они не повторялись, старались написать свое слово.
                                                        5. Задание на дом.
Цель: способствовать повышению мотивации обучения, развивать творческие способности учащихся.
Методы: репродуктивный, объяснение.
Компетенции: учебно-познавательная.
Формы работы:  фронтальная.
Критерии достижения целей: осознанный выбор посильного задания.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Внимательно слушают задание, выбирают для себя посильное и записывают его в дневник.
- попробуйте дома составить вопросы по теме урока.
- сложное задание, не для всех: написать мини-сочинение на тему: «Отчего на душе хорошо», где вы можете привести примеры из собственной жизни или случаев из жизни своих родных.
- задание повышенной сложности нарисовать два портрета человека, на одном видно, что у человека добрая, чистая душа, а у другого злая, чёрствая.
-в заключении я  благодарю вас за урок и хочу закончить его строчками из стихотворения С.Есенина:
«Не позволяй душе лениться, что в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь…»
Разноуровненвые задания предполагают разное место фиксации: вопросы и сочинение можно написать в тетради, а рисунки на отдельном альбомном листе (листах).

Список  литературы:
1.Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 классов. М.:Просвещение, 2012.
2. Кураев А.В. Электронное приложение к учебнику (1CD). -М.:Просвещение,2013.
3. Обернихина Г.А. Основы православной культуры. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
4. Обернихина Г.А. Основы православной культуры. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2014.
         5. Официальный сайт Русской Православной Церкви - http://www.patriarchia.ru/


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Аналитический отчет учителя Чупрыной С.С.

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Озерская сре...